Германская пресса и еврейские темы  

Высказывания германских публичных лиц, касающиеся Израиля или проживающих в ФРГ евреев, как правило, безупречно политкорректны. С высоких трибун историческую ответственность за Холокост признают почти все. Да и было бы странно, если бы было иначе: § 130, карающий публичное отрицание, преуменьшение, одобрение или оправдание преступлений, совершенных нацистами, лишением свободы на срок до пяти лет, никто не отменял. Впрочем, несмотря на это уже многие годы доля населения, имеющего антисемитские убеждения, держится на уровне 20%. Прямо в этом большинство из них не признается, но социологи выявляют подобные настроения, если задают вопросы не в лоб, а с подковыркой. Например, деликатно спрашивают респондентов, согласны ли они с утверждениями, что евреи слишком сильно влияют на мировые процессы или сами виноваты в том, что их преследовали.
Можно предположить, что даже в ходе подобного опроса многие представители германского истеблишмента, знакомые с подобными «штучками», вполне смогли создать о себе благоприятное впечатление (хотя в силу анонимности опросов нужды в этом не было). Однако история, опубликованная в популярном интернет-блоге Heplev.wordpress.com Манфредом Герстенфельдом, иллюстрирует то, что не лежит на поверхности.
Журналист Даниэль Килли, ранее работавший ведущим редактором в газете Bild и специализирующийся на еврейской проблематике и антисемитских феноменах в масс-медиа, был принят на работу ответственным секретарем газеты Weser-Kurier – самого тиражного независимого ежедневного издания федеральной земли Бремен. С послевоенных времен у власти здесь находятся социал-демократы. Их левый фланг всегда занимал жесткую пропалестинскую позицию, клеймил «колонизацию» и «угнетение» арабов и в целом не отличался особо дружественным отношением к Израилю (впрочем, были и исключения: Йенс Бёрнсен, президент Сената и первый бургомистр в 2005–2015 гг., был сторонником еврейского государства). В городе давно действует мощное движение, требующее бойкота Израиля и введения против него санкций.
Несмотря на подобный политический фон, Килли начал последовательно публиковать в газете произраильские комментарии и редакционные статьи. Вскоре последовала реакция: журналист-еврей стал получать анонимные угрозы, а среди бременских политиков было распространено досье с якобы компрометирующими Килли материалами. Впоследствии журналисту удалось выяснить, что его автором является бывший редактор Weser-Kurier, сын известного нацистского журналиста.
«В 2014 г., во время военной операции в секторе Газа, – рассказывает Килли, – ненависть к Израилю на улицах германских городов достигла своего пика». Тем не менее он осмелился опубликовать эссе «Колеблющиеся ценности», поведав читателям о том, как чувствует себя в эти времена германский еврей. Коллеги отреагировали на публикацию положительно, но руководство газеты предложило Килли временно не писать об Израиле и еврейской проблематике, так как он не совсем нейтрален в этом вопросе.
Килли воспринял это указание как противоречащее официальной доктрине, которая гласит, что Германия является верным другом еврейского государства и своих граждан, исповедующих иудаизм. Он жестко сформулировал свою позицию, назвав запрет на публикации неприкрытым проявлением антисемитизма и доказательством отсутствия нейтралитета в германских СМИ. В самом деле, как поступил бы журналист-христианин, если бы ему запретили идентифицировать себя с христианскими ценностями? Поэтому он продолжил публиковать статьи о проблемах Ближнего Востока, увеличении числа иммигрантов и антисемитизме.
Развязка, которую правильнее назвать расплатой, последовала после того, как в декабре 2014 г. Килли первым из журналистов ежедневных газет провел интервью с Йозефом Шустером, только что избранным президентом Центрального совета евреев в Германии. Газетное начальство в лице уже назначенного, но еще не приступившего к исполнению своих обязанностей главного редактора отреагировало сообщением по электронной почте, в котором говорилось, что вопросы, заданные в интервью, отражают скорее позицию пресс-секретаря Еврейской общины Гамбурга, чем независимого журналиста. Автор сообщения заметил, что до тех пор, пока он будет главным редактором, он не допустит подобного. На что Килли ответил, что расценивает это послание как оскорбление своей журналистской независимости.
На следующий день Килли получил от начальства официальное письмо, запрещающее ему работать пресс-секретарем общины, поскольку это препятствует его журналистской независимости.
В январе 2015 г. эта тема вновь всплыла в беседе с управляющим делами издательства. Килли подтвердил ему, что интервью с Йозефом Шустером отвечало всем журналистским стандартам. Как вспоминает Килли, менеджеру этот разговор был явно неприятен. Пытаясь поскорее завершить его, он сказал: «Господин Килли, вы должны понимать, что газета, занимающая монопольное положение на региональном рынке, не может позволить себе восприниматься как проеврейская». Журналист заметил, что, по его мнению, подобная аргументация запоздала лет на 70. «Ну что вы, я не это имел в виду!» – вежливо ответил менеджер и пообещал еще раз обсудить проблему с главным редактором. Что конкретно имел в виду управляющий делами и как проходило обсуждение проблемы, Килли узнать не довелось: через шесть недель он был уволен.
Справедливости ради нужно заметить, что антисемитизм, замаскированный под антиизраэлизм, достаточно распространен в германской прессе. Вот всего лишь один недавней пример. 25 января 2016 г. в Süddeutsche Zeitung вышла статья ее ближневосточного корреспондента Петера Мюнха «Израиль страдает от своего круговорота возмездия», которая три дня спустя была перепечатана швейцарской газетой Tagesanzeiger. Ряд признанных международных экспертов в области антисемитизма подвергли эту статью разгромной критике, а газета Jerusalem Post даже посвятила ей обширную публикацию, в которой говорится, что автор использует нацистскую риторику и возлагает на Израиль ответственность за палестинский терроризм. Европейский корреспондент газеты Беньямин Вайнталь поинтересовался мнением ряда экспертов. «Только предубежденный идиот может назвать усилия Израиля по защите беременных женщин, детей и стариков от размахивающих ножами палестинских террористов „круговоротом возмездия“», – считает раввин Абрахам Купер, замдиректора Центра Визенталя. Чальз Смолл, директор Нью-Йоркского института по изучению глобального антисемитизма, подчеркивает, что в статье не только использована антисемитская риторика – она подтверждает новомодный тренд представлять новую вспышку палестинского террора в отношении евреев как неизбежное следствие конфликта, тем самым оправдывая эти преступления. А Самуэль Зальцборн, ведущий эксперт по антисемитизму из Университета Гёттингена, отмечает распространенное перекладывание вины с преступника на жертву и добавляет, что публикация распространяет «старый антисемитский мотив о том, что евреи сами виноваты в случающихся с ними несчастьях, на Израиль как еврейское государство» и превращает жертву в преступника.
Нужно отметить, что Süddeutsche Zeitung уже не раз обвиняли в антисемитизме. Так, три года назад германская еврейская пресса вспоминала о том, как в 1949 г. группа переживших Шоа организовала протест против этого издания, которое они назвали «„Штюрмером“ 1949-го года».

Юлиус РИГЕР

Подписаться на газету в печатном виде вы можете здесь, в электронном виде здесь, купить актуальный номер газеты с доставкой по почте здесь, заказать ознакомительный экземпляр здесь